Сегодня, 31 января, в последний день уходящего месяца мы, киберспортивный портал SnG.by, КК tarantul, Maxigame.by в общем, и я, Паша 'Flex' и Вова 'Riko', в частности - проводили онлайн-чемпионат в дисциплине counter-strike 1.6.
Вот, что это такое для нас - организаторов, вдохновителей и прочая-прочая-прочая...
Утро, 6.30: Звонит будильник, жена толкает меня в бок и я просыпаюсь. В состоянии "зомби" иду, чищу зубы, разогреваю заботливо приготовленный со вчерашнего дня мне завтрак и снимаю трубку, потому что мне звонит зомбоФлекс (проверить, проснулся ли я сам, готов ли я выехать и забрать его и вообще).
7.00: Спускаюсь, прогреваю машину, выезжаю. Дороги заметены, нечищены, но ехать можно. Добираюсь до Флекса, звоню ему, он спускается. Оценивая оставшееся время, просит завезти его на McDonalds (Паша не любит завтракать, он предпочитает спать до последнего). По пути звоним Рико (тот в ночь работал, и должен сам приехать), он просит привзти Red Bull. Приезжаем в клуб, и понеслась...
У нас 30 команд-участниц, 5 из которых хотят играть с клуба. Рико готовит Максигеймовские сервера, я проверяю состояние линии и обнаруживаю, что параметры основной линии подключения к Интернету значительно ухудшились (судите сами: в четверг на этой линии скорость подключения была 12 Мбит/с, в пятницу - 6, сегодня - 4) и, чтобы обеспечить стабильным пингом 5 команд + 6 компов-управления - нужно основательнейше потанцевать с бубном.
Однако, время поджимает и нужно запускать игры. Запускаем как есть (со скачущим пингом до 100), а я тем временем шаманю с фаерволлами (2 роутера под управлением freebsd с IPFW).
Итоговое решение:
- основной роутер отдан для компов управления, клиентов (коих почти нет) и админа, с прежними параметрами ограничений (доступ к локальным ресурсам без ограничений, труба в Интернет - 30 Кбайт/с)
- на втором роутере сидят все пять команд со следующими параметрами - труба до ресурсов провайдера 8Кбайт/с туда и обратно (зато пинг стабильный - 20), труба в Интернет - 25 Кбайт/с туда и 8 Кбайт/с обратно (чтобы особо не резвились).
Игры идут, мы сидим - работаем. Паша загоняет команды на сервера и контролит 2 сервера, мы с Рико контролим оставшиеся 4, и я, попутно обновляю сетку и пытаюсь что-то написать в репортаже. Рико уже к середине дня стал одолевать сон, и мы его отправили домой.
Самый главный минус онлайн-чемпионатов - это невозможность заставить команды зайти на сервер тогда, когда им об этом сказано, так как они просто далеко и сидят дома, а мы сидим в клубе.
И вот, уже половина восьмого вечера последнего выходного дня недели, я и Паша сидим в клубе, и 4 последние команды доигрывают 2 оставшиеся игры чемпионата.
Мои собственные умозаключения таковы:
- клуб очень хреново себя показал именно в качестве доступа к Интернету, что заставляет сомневаться в том, что на следующий онлайн от нас будут играть какие -либо команды (хотя все может быть).
- репортаж на такого рода события не нужен, а нужен грамотный стрим с хорошим и умным комментатором, и чтобы была возможность вставлять рекламные заставки, ну и маленькая заметка на сайте о том, что вот тут Вы можете посмотреть стрим, тут - HLTV, тут - сетку турнира.
- с сеткой что то нужно срочно придумывать - jpeg это, во-первых, моветон, во-вторых его неудобно обновлять, в третьих - из него неудобно в дальнейшем считывать информацию для того же рейтинга, ну или для общей информации.
Что я думаю сделать по вышеозначенным вопросам:
- из-за общей нестабильности скорости доступа у нас в стране, в особенности в нашем, Заводском районе - давить на провайдера нету смысла. До тех пор, пока Белтелеком является монополистом - так будет всегда. Значит, нужно делать что-то внутри (начинать с себя). Вот каков мой план - два роутера и один файл-сервер логически объединяю в некоторое подобие кластера. Инфа о заполненности канала (скорость подключения мне известна, поэтому заполненность канала будет измеряться исходя из известной мне скорости подключения) скапливается на том компе, который является файл-сервером (для визуализации тот, при помощи RRD-tool рисует красивенькие графики). При переполнении первого, основного роутера, посылается сигнал серверу управления клуба, и тот, при создании нового счета для компьютера меняет ему основной шлюз на резервный (двумя простыми командами: route delete 0.0.0.0; route add 0.0.0.0 mask 0.0.0.0.0 айпи_шлюза). При переполнение второго шлюза - на обоих уменьшается pipe в обе стороны (в и из Интернета) и проводиться дополнительный анализ. Сервер управления клубом, создавая новый счет, оставляет основной шлюз по умолчанию, файл-сервер (он же сервер-анализатор), анализирует поток - при переполнении - сообщает серверу управления, что нужно использовать второй (резервный) шлюз и так по кругу. С учетом того, что по ночам клуб работает только в выходные - можно пока что не продумывать схему возврата к исходным параметрам или увеличение пайпов, так как при перезагрузке все будет возвращаться к исходным значения. Конечно, будь у меня бюджет, как у devilmice - я бы вообще не заморачивался и проложил бы оптику, но, работать нужно с тем, что есть. Если я это когда нибудь сделаю - то обязательно расскажу, как и что я делал.
- Стрим будет, обязательно будет. На следующим онлайн попрошу наших партнеров с Cyberarena.tv, а дальше - надеюсь, что появиться и свой медийный сервер (ну должен же и у меня на дороге перевернуться самосвал с баксами)
- Сетка, о сетка... Сколько я уже занимаюсь порталом - столько я бьюсь с ней. Мне однозначно не нравиться идея использовать Tourney Master (он платный, а бюджетов, как означено выше - нет). Самому написать такую штуку - пока еще не хватает знаний, но, тут есть одна преинтереснейшая задумка, связанная с блогами. Когда куплю лицензию и если все получиться - я обязательно расскажу, как и что я делал и на какие грабли наступил.
Все, день почти закончен, играется последняя игра, а демки и прочую текучку я, с легким сердцем, отложу на завтра.
До новых встреч на страничках этого блога (если Вы тут бываете и читаете меня).